Agritourismo

Вино и виноделие: подpобная технология домашнего виноделия.
Пpиготовление коктейлей. Рецепты вин и коктейлей.
Статьи о вине и виноделии. Застольный юмоp.

АЛКОГОЛЮ РАЗРЕШИЛИ ВЪЕЗЖАТЬ


АЛКОГОЛЮ РАЗРЕШИЛИ ВЪЕЗЖАТЬ

В последние дни марта Федеpальная Таможенная Служба (ФТС) России объявила о запуске Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Участникам алкогольного рынка таможня также продемонстрировала новую акцизную марку, разработанную на Гознаке. Напомним, что в рамках вступивших в силу с 1 января изменений в закон № 102 "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" все производители и импортеры алкоголя обязаны заносить в ЕГАИС информацию о своей продукции. Неработающая система была одной из основных проблем возможных перебоев с поставками импортного алкоголя в Россию.

Как известно, что с 1 апреля официально прекращен ввоз "горячительной" продукции со старыми акцизными марками. На сегодня, как считают некоторые эксперты, все формальные условия для начала работы по новым правилам чиновники соблюли, а тот из импортеров, кто не успел получить новые марки, может пенять на собственную нерасторопность. "Теперь мы уверены, что никаких проблем с поставками алкогольной продукции быть не должно. Для этого просто больше нет никаких оснований", — заявила заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева. По информации сотрудников ведомства, на конец марта уже 44 из 126 предприятий-импортеров закупили все необходимое оборудование и подключились к новой системе. Теперь, согласно новым правилам, поставщики должны заказывать необходимое количество акцизных марок, в виде штрих-кода наносить на них информацию о ввозимом товаре, чтобы потом отправить их зарубежным поставщикам, которые и должны будут наклеить марки на бутылки.

Кроме того, новая акцизная марка снабжается краткой информацией для потребителя, где будет указываться название продукта, а также страна-производитель. Все предприятия-импортеры должны будут оснастить производство специальным оборудованием и необходимым программным обеспечением. "Стоимость оборудования составляет порядка 25 тыс. долларов, — говорит зам председателя совета директоров ООО "Винный мир" Сергей Лепехин. — Для крупных компаний это не такая уж большая сумма. Так что я не думаю, что эти затраты как-то скажутся на стоимости нашей продукции в рознице". Почти на 70 копеек подорожает и сама марка: ее стоимость составит 1,3 рубля плюс НДС. "Принципиальным экономическим новшеством является также и то, что теперь стоимость марки не является частью стоимости акциза, как это было ранее", — поясняет Татьяна Голендеева. То есть покупка марок станет относиться к затратам.

Запуск ЕГАИС игроки рынка восприняли положительно, но отметили, что всех проблем отрасли он не решит: не ясно, что делать с оборотом продукции со старыми марками, не решен вопрос с ввозом вин Грузии и Молдавии, — полученные в региональных представительствах Роспотребнадзора России новые сертификаты были аннулированы "головным офисом" ведомства. "Мы по-прежнему пытаемся пролоббировать принятие поправок, чтобы отодвинуть допустимые сроки оборота продукции со старыми марками", — говорит Сергей Лепехин. Напомним, что с началом "акцизного кризиса", ударившего по отечественным производителям алкоголя, импортеры, напротив, резко увеличили объемы поставок. По новому закону необходимо было успеть ввезти всю продукцию, оклеенную старыми марками, до 1 апреля, а продать — до 1 июля. Поэтому уже начиная со второго квартала этого года импортеры прогнозировали резкий спад поставок, так как никто из них до сих пор не получил акцизных марок нового образца.

Как утверждает Татьяна Голендеева, к началу апреля ФТС России уже выдала по заявкам импортеров 40 млн. новых акцизных марок и готова поставить их еще 60 млн. При этом на Гознаке "про запас" хранится еще 90 млн. штук. Таким образом, таможня обещает, что перебоев с импортным алкоголем не будет. По словам представителя таможенного ведомства, не стоит опасаться исчезновения с прилавков магазинов произведенных за рубежом коньяков, вин, водки и прочего "горячительного". Это стало своего рода ответом ФТС России на панику, затеянную импортерами алкоголя по поводу неготовности таможенников пропускать в страну спиртное по новым правилам маркировки бутылок. Кроме того, заместитель руководителя службы заверила, что в настоящее время в правительстве в экстренном порядке рассматривается инициатива о продлении действия старых марок при ввозе импортного алкоголя до 1 июля 2006 года. "Хождение" же уже ввезенного заранее алкоголя со старыми марками планируется продлить в рознице до 1 сентября. Но при этом импортеры обязаны будут метить такие бутылки специальными "стикерами".

До сих пор в связи с нововведениями с маркировкой участники алкогольного рынка пугали прогнозами, что из-за ведомственной неразберихи прилавки российских винных магазинов опустеют, а в незаконном обороте окажется 160-200 млн. литров алкоголя. Как подчеркнула Татьяна Голендеева, все акцизные марки, которые заказали импортеры, уже в полном объеме отпечатаны на Гознаке, хранятся на специализированных складах и готовы к выдаче. Кроме того, определены 38 таможен, которые наделены полномочиями их выдавать импортерам и "держать" связь с формирующейся Единой информационной системой, Правда, из 38 работать поначалу будет только 8 региональных таможен в семи федеральных округах и Калининградской области плюс Центральная акцизная таможня в Москве. Но ограничения эти, по словам Татьяны Голендеевой, временные — на окончательный запуск системы (ЕГАИС), которая пока в разработке и будет считывать штрихкоды марок и вести учет алкоголя, потребуется еще пара месяцев.

Эксперты также считают, что, хотя временные перебои с поставками отдельных импортных вин и крепких напитков и могут наблюдаться, серьезного дефицита не будет. Ведь поставщики, зная ситуацию, смогли заблаговременно подготовиться к переходной ситуации, обеспечив запасы своей продукции в России на ближайшие месяцы. Там, глядишь, и новая система на таможне заработает.

Однако далеко не все разделяют оптимизм таможенников, многие участники алкогольного рынка утверждают, что в сложившейся ситуации им просто не удастся начать работать по-новому в ближайшее время. Дело в том, что сегодня, чтобы получить акцизную марку импортер должен отправить в уполномоченный таможенный орган заявку и перевести деньги из расчета 1300 рублей за 1000 марок на специальный счет, открытый ФТС России. Затем таможенный орган регистрирует заявление и размещает заказ импортера на фабрике Гознака. После того как марки по нему изготовлены, поставщик в течение трех месяцев должен предоставить таможенникам справку об отсутствии таможенных задолженностей, а также банковскую гарантию, подтверждающую, что марки будут использованы. Получив марки, импортер должен дождаться еще одного подтверждения от ФТС России — с разрешением нанести штрих-код на марку затем напечатать штрих-код и отправить марку на завод, где она будет приклеена на бутылку (это по закону должно происходить вне российской таможенной территории), рассказывает руководитель пресс-службы холдинга "Винный мир" Андрей Егоров.

Из-за нерасторопности чиновников, которые не успели утвердить подзаконные акты, регламентирующие выдачу марок, в январе оказалось полностью парализовано отечественное производство алкоголя. Теперь волна проблем докатилась до импортеров. Хотя постановления и приказы, регламентирующие выдачу марок, уже подписаны, работа ЕГАИС остается под вопросом. По этой причине, даже если импортеры получат новые марки к завтрашнему дню, нормально работать они не смогут. Когда ситуация нормализуется, пока никто точно сказать не может. По сообщению ряда газет, в Санкт-Петербургском филиале ФГУП "Атлас", занимавшемся разработкой ЕГАИС, получить комментарии не удалось: и руководитель филиала, и ответственный разработчик находятся в командировке. Но и после отладки ЕГАИС на восстановление поставок из ближнего зарубежья, как считают эксперты, потребуется минимум месяц, а из дальнего зарубежья - 2-3 месяца.

В последнее время некоторые поставщики говорили, что придерживают алкоголь на складах, чтобы его отгрузка в престижные торговые точки была бесперебойной. По подсчетам специалистов, совокупные потери поставщиков и продавцов импортного алкоголя могут достигнуть 700 млн. долларов: это ущерб от зависшего на границе товара (по некоторым оценкам, здесь "зависло" 600 составов с алкоголем), необходимости забирать из сетей алкоголь со старыми марками и реэкспортировать его и т.д. Хотя продавать бутылки со старыми марками закон разрешает до 1 июля, но торговые сети готовятся к кризису уже сейчас. Обычно магазины держат у себя 2-3-недельный запас алкоголя, рассказывает Александр Бархатов, директор по коммуникациям сети "Перекресток". По его словам, хотя сеть и пытается подготовиться к решению проблемы заранее, "проблемы будут у всех", ведь замены импортному алкоголю нет. "Складских запасов — в зависимости от категории товара — хватит от недели (по ходовым позициям вроде Bailey's, Bacardi и Martini) до месяца (чилийские вина)", — соглашается пресс-секретарь "Патэрсона" Надежда Синюк.

Предпочитая не рисковать, ритейлоры уже возвращают алкоголь со старыми марками поставщикам. "Мы вернем дистрибуторам всю не реализованную к 1 июля продукцию", — предупреждает гендиректор компании "Городской супермаркет" (управляет сетью "Азбука вкуса") Владимир Садовин. Такой возврат предусмотрен договорами, товар будет признан "несоответствующим", объясняет Бархатов. Чтобы продать возвращенный товар со старыми марками, законопослушные поставщики вынуждены будут реэкспортировать его и наклеить новые марки за границей. Однако некоторые аналитики рынка считают, что дистрибуторы, скорее всего, просто выкинут товар на открытые рынки, а там он будет продаваться из-под полы.

По материалам печати

Инфоpмационно-аналитическое обозpение "Таможенные новости" № 4(89) 2006

******

/ 16 мая 2006 года / Copyright © "Таможенные новости" /


<<< пpедыдущая

    

главная страница

    

следующая >>>




Copyright © 2000-2007
winum.ru

Напишите коментарий

Вступить в беседу