ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

ГОРОДА СЫКТЫВКАРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

Технологический лицей был открыт в 1995 году. Учредителем лицея является Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

В лицее обучаются учащиеся с 8 по 11 класс, проявляющие интерес к информатике и математике. Для семиклассников ОУ г. Сыктывкара проводятся подготовительные курсы (платные).

Деятельность лицея направлена на формирование интеллектуального потенциала страны, создание условий для развития личности на основе расширения базового компонента образования, формирования личности, самостоятельно выстраивающей себя для продуктивной самореализации в изменчивых условиях и успешного осуществления своего социального предназначения.

В лицее обучаются 204 учащихся в 8-ми классах-комплектах, из них в основной школе – 104 учащихся, в средней (полной) школе – 100 учащихся.

Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по алгебре (алгебре и математическому анализу), информатике. В 2006-2007 учебном году лицей перешел на профильное обучение на III ступени образования, реализуемое на основе федерального базисного учебного плана-2004г. Все 100% учащихся осваивают информационно-технологический профиль. Профильное обучение направлено:

ü      на углубленное изучение учащимися предметов «Информатика и ИКТ» и «Алгебра» («Алгебра и математический анализ»), расширенное изучение предметов «Геометрия» и «Физика»;

ü      подготовку выпускников к освоению программ высшего профессионального образования;

ü      дифференциацию содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построения на ее основе индивидуальных образовательных программ.

Лицей предоставляет дополнительные образовательные услуги для учащихся лицея: индивидуальная работа (индивидуальные консультации с учащимися), спецкурсы по выбору учащихся 10-х классов, элективные курсы для 9-х классов, занятия по математике для учащихся 8-х классов, досуговая деятельность. Компенсация затрат на дополнительное образование осуществляется за счет благотворительных взносов родителей, спонсорских поступлений от юридических и физических лиц.

С целью профессиональной ориентации учащихся 10 классов и расширение их знаний по предметам организованы спецкурсы по выбору: «Экономика предприятия», «Деловой английский», «Менеджмент» и другие (9 курсов). В целях формирования у учащихся опыта самоопределения и самореализации, а также достижения выпускниками высокого уровня базовых знаний, обеспечивающего поступление в вузы и дальнейшее там обучение, лицейский компонент представлен элективными курсами по выбору одиннадцатиклассников: «Математика в экономике», «Учимся проектировать на компьютере», «Математические основы информатики», «Начертательная геометрия и графика», «Практическая стилистика русского языка», «Математический практикум по решению задач», «Физический практикум по решению задач « и другие (17 курсов).

Лицей работает над внедрением индивидуальных учебных планов учащихся, что заключается в обеспечении индивидуального образовательного результата в соответствии со способностями, возможностями и запросами учащихся. Основным механизмом реализации введения индивидуального учебного плана учащегося является создание ситуации выбора содержания учебных предметов, формы обучения. Сегодняшние возможности лицея обеспечивают реализацию следующей структуры индивидуального образовательного маршрута:  учащийся может составить собственный учебный план, который включает в себя кроме базовой (инвариантной) части элективные курсы по выбору (учащиеся 9, 11 классов), спецкурсы (учащиеся 10-х классов), участие в одном из направлений учебно-исследовательской деятельности (учащиеся 9-11 классов). В поисковую, проектную, учебно-исследовательскую деятельность включены 67% учащихся. Это один из главных показателей инноваций в образовании. Обеспечивается положительная динамика качества образования, организация системы образовательных событий, мотивирующих обучающихся к самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности.

Лицей осуществляет тесное сотрудничество с вузами г.Сыктывкара, особенно с Сыктывкарским лесным институтом. Преподаватели вуза проводят спецкурсы по выбору, направленные на профессиональную ориентацию учащихся для обучения в институте. Поддерживается постоянная связь с лабораторией научно-исследовательской работы студентов (НИРС) лесного института. По проблемам развития исследовательской деятельности лаборатория организует свою работу с лицеем по нескольким направлениям:

ü      подбор кадров по предметам, преподаваемым в лицее;

ü      подбор и передача материалов от лицеистов во внутривузовскую газету «МыСЛИ»;

ü      участие преподавателей и студентов СЛИ в жюри на конференциях лицея;

ü      участие преподавателей лицея в деятельности Совета по НИРС СЛИ;

ü      участие учащихся лицея в студенческих конференциях.

За  время своего существования лицей завоевал большой авторитет среди населения г. Сыктывкара. Для лицея характерно высокое качество образования учащихся. Обеспечение качества рассматривается как непрерывный процесс, в котором качество конечного результата является следствием достижения качества локальных результатов на всех предшествующих этапах. Уровень обученности за все годы – 100%. Число  окончивших учебный год на «4» и «5»  за последние три года остается стабильным и составляет около 50%,  отличников – 19. Средний балл успеваемости по лицею колеблется от 4,0 до 4,1. За последние 3 года 4 выпускника лицея получили серебряные  медали  «За особые успехи в учении», 3 выпускника – золотые. 56 выпускников награждены похвальной грамотой ”За особые успехи отдельных предметов”. Качество знаний, показываемых выпускниками на экзаменах во время итоговой аттестации, составляет  от 68%  до 100%. Высокое качество знаний, более 90%, показали выпускники 2007 года на экзаменах по русскому языку, математике, проводимых в форме ЕГЭ. Средний балл по обоим предметам составил «4,3». 37% одиннадцатиклассников по русскому языку и 45% по математике получили отличные отметки. Средний балл экзамена в форме ЕГЭ по обществознанию – «4,4», по биологии – «4,3», по химии, физике – «4,0». Эти показатели выше средних результатов ЕГЭ по данным предметам г.Сыктывкара и республики.

За последние 3 года профессиональную подготовку по специальности «Оператор ЭВМ» получили 145 выпускников (100%). Это позволяет им успешно строить дальнейшую профессиональную карьеру, быть конкурентоспособными на рынке труда.

98-100% выпускников лицея (из них 85% на бюджетной основе) становятся студентами вузов г. Сыктывкара, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов (Московский государственный технический университет им. Баумана; Московский институт экономики; Московский институт стали и сплавов; Московский строительный университет; Московский университет туризма; Финансово-экономическая академия России; Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет; Санкт-Петербургский государственный институт им. Бонч-Бруевича; Медицинская академия им. Мечникова; Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет; Санкт-Петербургский аэрокосмический государственный университет; Саратовская академия права; Вологодский технический университет; Нижне-Новгородская академия МВД; Пермский медицинский институт; Вятский государственный университет и другие).

О высоком уровне образования в МОУ «Технологический лицей» свидетельствуют косвенные показатели: участие и победы обучающихся в различного уровня конкурсах, олимпиадах.

Высокое качество образования позволяет лицеистам участвовать и побеждать в различных смотрах, конкурсах, например, в  международном конкурсе ВИТы в защиту пушных зверей, всероссийском конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Первые шаги», всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», в национальной образовательной программе «Интеллектуальный потенциал России»: российском заочном конкурсе «Познание и творчество», всероссийском конкурсе научных работ молодых специалистов, молодых ученых, студентов и школьников по экономическим проблемам «Экономический рост России», всероссийских олимпиадах «Стратегия развития народного хозяйства в России», олимпиаде по экологии техносферы, всероссийских заочных физико-математических олимпиадах, телекоммуникационных олимпиадах  и других олимпиадах и конкурсах.

За последние три года 384 учащихся стали победителями и лауреатами различных конкурсов, 92 учащихся победителями и лауреатами олимпиад различного уровня.

Качественное образование учащихся невозможно без специалистов, обеспечивающих непрерывность процессов развития. В лицее работают 18 педагогов, из них:   88,9% с высшей квалификационной категорией, 1  Заслуженный учитель РК, 2 Отличника просвещения РФ, 2 Почетных работника общего образования,  10 учителей награждены грамотами Министерства образования Российской Федерации и МО ВШ Республики Коми, 5 педагогов являются победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации на денежное поощрение.

Успех лицеистов – это большая работа педагогического коллектива, в котором работают талантливые педагоги: лауреаты всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации» (5 учителей), призер всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей», дипломанты всероссийского конкурса «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» (2 учителя), лауреаты республиканской выставки «Школа» (5 учителей), победители и призеры городского конкурса «Самый классный классный» (3 классных руководителя), победитель конкурса «Использование информационных технологий в учебном процессе».

Коллектив лицея неоднократно становился лауреатом премии Главы администрации МО «Город Сыктывкар» за большой вклад в развитие образования города, лицей – лауреат российского конкурса «Школа года», лауреат всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в ОУ», лауреат республиканского конкурса «Лучшие школы Республики Коми» в номинации «Школа успеха», призер республиканского конкурса по организации экологического образования учащихся.

За три года лицей, его педагоги и учащиеся приняли участие в семи международных, 33 всероссийских, 46 республиканских, 93 муниципальных конкурсах и заняли 138 призовых мест.

Лицей реализует компетентностный подход, рассматривающий в качестве приоритета формирование у учащихся комплекса надпредметных, универсальных общеучебных умений и способностей, позволяющих реализовывать различные виды деятельности. Для реализации компетентностного подхода коллектив использует продуктивные технологии: технологию проектного обучения, технологию учебно-поисковой деятельности учащихся, технологию мастерских и  другие.  Все 100% учителей используют развивающие педагогические технологии. Методы, используемые педагогами в работе, направлены на саморазвитие учащихся, на развитие у них самостоятельности и ответственности  за свои успехи и неудачи, на поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности.

Информационные технологии открывают для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. 88,9% учителей владеют компьютерными технологиями. Использование информационных технологий позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний. Информационно-коммуникационные технологии активно используются на уроках экономики, географии, английского языка, информатики, физики, биологии, истории, обществознания для обучения (электронные учебники, энциклопедии, правовая система «КонсультантПлюс», виртуальная школа Кирилла и Мефодия), для проведения лабораторных работ, контрольных работ (тесты, программированные контрольные работы).

Достаточно успешно используются проектные методики. Обучающиеся имеют возможность во внеурочное время производить отбор информации в сети интернет. Лицеисты самостоятельно создают различные медиапрезентации ученических исследований. Интересно проходят уроки защиты проектов, основанных на использовании офисных технологий.

Педагогический коллектив лицея находится в постоянном поиске новых идей, осуществляет разработку новых программ. В разные годы в лицее были разработаны и осуществлены такие проекты и программы, как:

ü      «Взаимодействие лицея с семьёй» (2004-2008 гг.);

ü      «Лицей – территория здоровья» (2005-2007 гг.);

ü      «Система педагогической поддержки самореализации старшеклассников» (2007-2009 гг.);

ü      Введение профильного обучения (2006-2008 гг.);

ü      «Активные формы и методы формирования экономического мышления старшеклассников на уроках экономики» (2007-2008 гг.)

За последние три года в лицее создан банк авторских разработок учителей, включающий 14 методических пособий, 20 учебных пособий, 26 программ.

В лицее ведется работа по сохранению психического и физического здоровья обучающихся. Формы работы по данному направлению разные:

ü      четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм, обеспечение соблюдения техники безопасности;

ü      100%-ный охват учащихся горячим питанием;

ü      динамические паузы на уроках;

ü      возможность игры в настольный теннис во время перерывов и после занятий для повышения двигательной  активности учащихся;

ü      организация секций настольного тенниса, аэробики, баскетбола, общей физической подготовки;

ü      проведение Дней здоровья, туристско-спортивных праздников, первенств лицея по футболу, настольному теннису;

ü      формирование здорового образа жизни во время уроков, на классных часах, лицейских мероприятиях;

ü      психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

В лицее проводится мониторинг состояния здоровья учащихся по:

ü      уровню общей заболеваемости по лицею, по параллелям;

ü      по группам здоровья учащихся;

ü      по заболеваниям, которые могут быть следствием недостатков организации учебного процесса.

Динамика состояния здоровья обучающихся за 3 последних учебных года – положительная.

С целью 100%-ого охвата питанием учащихся лицея и для снижения родительской платы за питание имеется собственная столовая (работники столовой в штате лицея). Родительская плата за питание составляет закупочную цену продуктов (полностью отсутствует какая-либо наценка). На декабрь 2007 г. стоимость двухразового питания составляла 17 руб. в день.

В управленческой практике сочетается административное и общественное управление. Попечительский совет, педсовет, родительский комитет, методические объединения учителей, Парламент учащихся в структуре внутрилицейского управления имеют  конкретные функции, которые делают  систему управления достаточно целостной. Общественное самоуправление лицея регламентируется Уставом, договорами о сотрудничестве и локальными актами.

В лицее создана система органов ученического самоуправления по типу ”Демократическая республика” со структурой управления, символикой, традициями, которая с 2004 г. является членом Сыктывкарской городской детской общественной организации ”Смена”. Вместе с постоянными органами ученического самоуправления действуют и временные: творческие группы, советы Дела. Осуществляется реализация программы ”Новая цивилизация”, направленная на активизацию ученического самоуправления.

В лицее обеспечивается доступность и открытость информации. За последние 3 года выпущено 13 номеров газеты «Блокнот», администрация лицея выступила 7 раз с открытыми докладами на общелицейских родительских собраниях, проведено 3 Дня открытых дверей.

Для выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам лицейской жизни, удовлетворенности уровнем образования в лицее ежегодно проводятся опросы, анкетирования обучающихся и их родителей.

Уровень удовлетворенности обучающихся УВП отслеживается через:

ü      организацию форума на лицейском сайте;

ü      организацию круглых столов с выпускниками («Как подготовиться к ЕГЭ», «Как успешно сдать вступительные экзамены в вуз», «Особенности обучения в вузах за пределами РК», «Достоинства и недостатки лицейского образования»);

ü      заседания всех органов общественного управления («Реализация Программы развития», «Определение форм стимулирования учащихся», «Участие лицея педагогов в разных направлениях национального проекта образования», «Подготовка лицея к новому учебному году», «Организация досуговой деятельности учащихся», «Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Анализ качества проведенных мероприятий»);

ü      анкетирования учащихся с целью определения качества проводимых мероприятий.

Внеурочная деятельность обеспечивает личностное развитие детей. Ежегодно все 100% учащихся охвачены дополнительным образованием. Дополнительное образование реализуется через факультативы, кружки, спецкурсы, секции, которые ведут учителя лицея, педагоги дополнительного образования, преподаватели вузов. Дополнительное образование ведется по разным направлениям:

ü      предметные (физика, химия, информатика, «Навыки успеха» и др.);

ü      туристско-краеведческие (краеведение);

ü      художественные (КВН, «Блокнот»);

ü      юннатско-биологические (биология).

Для повышения двигательной активности учащихся организованы спортивные секции: настольного тенниса, аэробики, баскетбола, общей физической подготовки.

В лицее созданы творческие объединения, способствующие успешной социализации: пресс-центр ”Юный корреспондент” и КВН. Результаты работы этих объединений признаны на уровне города и республики.

Дополнительное образование реализуется так же через организацию зимнего лагеря для одаренных детей, через реализацию проекта ”Дебаты”, проведение занятий Школы лидера, социальное проектирование, организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Как и у любого зрелого коллектива в лицее есть традиции и обычаи: свой герб, гимн, коллективные творческие дела (День лицея, эколого-экономическая игра, научно-практическая конференция «Развитие творческих начал в учении», неделя Науки, «Ступенька», конкурс актёрского мастерства и другие).

Для реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности привлекаются педагоги лицея, преподаватели СЛИ, СГУ, КГПИ, специалисты ДТДиУМ, КРИРОиПК. Используется потенциал лабораторий СЛИ, лабораторий института биологии Уральского отделения Академии наук.

Лицей формирует у учащихся активную жизненную позицию, умение брать на себя социальную ответственность, чувства сострадания и сопричастности к процессам, происходящим в обществе. Учащиеся являются организаторами и активными участниками благотворительных акций, проводимых социальными и общественными организациями МО ГО ”Сыктывкар”. Осуществляется социальный проект «Опекунство над животными». За социальную значимость он отмечен Благодарственным письмом Министерства образования и высшей школы Республики Коми.

Лицей является базовым образовательным учреждением (методическим центром) управления образования администрации МО ГО ”Сыктывкар”: создан базовый кабинет биологии, оказывается методическая помощь учителям биологии и экологии города в области повышения профессиональной квалификации и совершенствования педагогического мастерства.

Для развития образования созданы все условия. В лицее имеются два компьютерных класса, библиотека, офисная, аудио- и видеотехника, арендуются спортзал в ДК ”Строитель” и плавательный бассейн.

Опыт работы учителей лицея с одаренными детьми является достоянием российской и республиканской педагогической общественности и был опубликован в журналах - «Учитель», «Физика», «Образование в Республике Коми», газетах - «Учительская  газета», «Образование   г. Сыктывкара»,  «Столица», еженедельнике «Твоя параллель», сборниках – «Управление и экономика профессионального образования», «Гуманизация образования – XXI век», в виртуальном журнале «Вопросы Интернет-образования».

За 3 последние года лицею выражено 30 благодарностей руководителями Центра телекоммуникаций информационных систем в образовании (Департамент образования Ярославской области), оргкомитетами всероссийских открытых конкурсов «Первые шаги» и «Педагогические инновации» и клубом учителей «Доживем до понедельника», центральным комитетом общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи», национальной библиотекой РК, руководителями Коми республиканского эколого-экономического центра, Сыктывкарского лесного института, Коми филиала ОАО «Северо-западный Телеком», СГДОО «Смена», администрацией агрошколы-интерната им. А.А. Католикова, дирекцией национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» лицею выражены благодарности за помощь в организации методических семинаров, мастер-классов для педагогов города, республики, студентов КГПИ, за проведение концертных программ для детей Детской республиканской больницы, Национальной библиотеки, ветеранов ВОВ, за сотрудничество, за эффективное применение информационных технологий в образовательном процессе, за активное участие педагогов и учащихся лицея в конкурсах, конференциях, акциях, за помощь при проведении лагеря, за практическую помощь в развитии зоологического парка.

В прошлом году была принята Программа развития лицея на 2006-2010 годы, в которой отражены направления дальнейшего развития лицея. В Программе развития определены следующие цели: формирование нового качества образования; усиление общественной составляющей управления лицеем; расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и управленческой деятельности; повышение роли дополнительного образования; расширение перечня образовательных услуг, оказываемых лицеем. Направленность Программы развития на 2006-2010 гг. заключается в поиске внутренних источников развития, рационального использования накопленного потенциала лицея и потенциала его социальных партнеров.